Модель Образовательного детского технопарка прошла обсуждение и итоговую экспертизу

В рамках совместного проекта Регионального школьного технопарка (РШТ) Астрахани и Московского городского педагогического университета (МГПУ) по созданию модели Образовательного детского технопарка прошли общественные обсуждения и экспертиза модели.

В течение 2017-2018 г. астраханскими и московскими специалистами была проведена большая работа по разработке модели Образовательного детского технопарка в Вебинар 1бусловиях организации дополнительного образования детей, соответствующих образовательных и учебно-методических материалов, ориентированных на изучение естественных наук и основ нанотехнологий. Проект поддержан Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО.

Задача проекта состоит в обобщении опыта и успешных практик работы многих организаций детского технического творчества (технопарки, центры и дома творчества, ЦМИТ, ЦТПО и др.) с целью создания и распространения эффективной модели организации современной инновационной проектной деятельности детей.

На данном этапе работы Региональный школьный технопарк провел семинар-совещание и онлайн-семинар, на которых разработанная модель ОДТ подверглась серьезному и многоплановому обсуждению в экспертном сообществе. В числе специалистов, принявших участие в обсуждении модели, были не только педагоги дополнительного образования, но преподаватели вузов, организаторы образовательной деятельности, руководители, инженеры, специалисты по инвестиционной деятельности.

Важным мероприятием по обсуждению в экспертном сообществе разработанных типовых документов, образовательных и учебно-методических материалов модели ОДТ стал онлайн-семинар (вебинар) с приглашением на него слушателей-специалистов в области дополнительного образования из передовых организаций Астраханской, Калининградской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Башкортостан и других регионов. Вебинар проводился на базе ГАОУ АО ДО «Региональный школьный технопарк» 29 июня 2018 года. Формат онлайн-семинара позволил увеличить охват слушателей и повысить продуктивность обсуждения модели ОДТ. Перед вебинаром участники получили комплект раздаточных материалов, который включал описание модели ОДТ, все замечания и рекомендации, полученные в ходе апробации и обсуждения модели, а также аналитический отчет по итогам апробации.

Среди ключевых аспектов оценки модели ОДТ в ходе вебинара были рассмотрены цели, задачи и результаты образовательной деятельности в рамках ОДТ; отличия модели ОДТ от иных моделей дополнительного образования; рекомендуемый уровень подготовленности и возраст воспитанников; направленность и содержание образовательных программ (модулей), тематик проектных и исследовательских работ и видов деятельности детей; методика преподавания; рекомендуемая литература; принципы организации образовательного процесса и условия его реализации на базе организации дополнительного образования; описание механизмов взаимодействия и участия представителей реальных предприятий и организаций в образовательной деятельности ОДТ; актуальность ранее внесенных рекомендаций, замечаний и предложений.

Вебинар 2бИтоговым обобщающим результатом проведения указанных мероприятий стал перечень замечаний к актуальной версии модели ОДТ, типовым документам, образовательным и учебно-методическим материалам модели. Перечень замечаний был обработан, формализован и аккумулирован в виде рекомендаций по совершенствованию и доработке предложенной модели ОДТ.

Полученный перечень рекомендаций стал дополнением и корректировкой к уже сформированному на тот момент в ходе работы над третьим этапом проекта (по итогам апробации модели «образовательного технопарка» в условиях организации дополнительного образования детей, соответствующих образовательных и учебно-методических материалов, ориентированных на изучение естественных наук и основ нанотехнологий) и обработанному перечню рекомендаций по доработке созданных документов, образовательных и учебно-методических материалов.

В частности, по итогам третьего этапа была отмечена необходимость систематизации созданных документов, образовательных и учебно-методических материалов на следующем (четвертом) этапе апробации модели (с учетом экспертных выводов, мнений педагогов и специалистов).

Следующим шагом в реализации четвертого этапа работы над проектом стало приведение модели ОДТ, документов и материалов в соответствие с выработанными в ходе обсуждения в экспертном сообществе рекомендациями. Приведение модели ОДТ в соответствии с выработанными, в том числе и на предыдущем этапе, рекомендациями производилось последовательно, с учетом всех рекомендаций, замечаний и предложений, окончательно сформулированных на предыдущем шаге. Итогом стал актуализированный комплект нормативных документов в составе: основные типовые документы (предложения в устав, примерные распорядительные документы, локальные нормативные акты и др.), образовательные и учебно-методические материалы, которые обеспечивают легитимное внедрение и функционирование модели ОДТ на базе (в условиях) обычной организации дополнительного образования детей в условиях городов трех типов значения: столичный, региональный, муниципальный.

В завершение четвертого этапа работы над проектом полученные результаты по актуализации и приведению модели ОДТ в соответствие с выработанными на третьем и четвертом этапах рекомендациями были предложены на рассмотрение федеральным экспертам с целью получения объективного и компетентного заключения о возможности использования разработанных материалов модели ОДТ в системе дополнительного образования. В качестве экспертов выступили известные специалисты, в том числе:

- Марина Мирошкина, д. п. н., заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»;

- Михаил Просекин, к. ф.-м.н., член рабочей группы по кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиады НТИ, руководитель направлений Олимпиады НТИ, специалист в области теоретической физики, наук о материалах, организатор и руководитель лаборатории нанотехнологий в лицее № 2 г. Иркутска и ряда крупных проектов в области дополнительного образования школьников, специалист в области проектного обучения школьников и студентов.

По словам экспертов, представленная модель Образовательного детского технопарка актуальна и адекватна вызовам технологического развития России в перспективе ближайших 10-20 лет. Модель педагогически обоснована, технологически обеспечена, реальна для воспроизводства и масштабирования в образовательных организациях общего и дополнительного образования, может быть рекомендована к реализации на уровне образовательных организаций дополнительного образования, и как базовая модель образовательного детского технопарка в муниципальных и региональных системах образования.

Модель ОДТ не содержит в себе существенных рисков, связанных с технологическими или кадровыми ограничениями, является совместимой с существующей системой учреждений дополнительного образования и экономически обоснованной. Описание модели является полным, достаточным и необходимым для практической реализации.

Эксперты дали положительные заключения о новизне, реалистичности и возможности применения разработанной модели Образовательного детского технопарка, что открывает путь для практической реализации ОДТ в условиях существующих и вновь создаваемых организаций дополнительного образования детей.



г.Астрахань, ул. Анри Барбюса 7
тел.: +7-905-060-05-66
тел.: 622-711, 526-892
e-mail: rstp30@gmail.com
www.schooltech.ru школьныйтехнопарк.рф