Все новости

К соревнованиям FLL готовы!

У каждой команды было две попытки прохождения поля11 декабря 2013 г. стал последним днем семинара, посвященного методике подготовки и проведения международных соревнований по робототехнике в категории FLL.

За два дня слушатели научились конструировать и программировать роботов, что они и продемонстрировали на состязаниях. Участники готовили свои проекты в командах, у каждой команды было две попытки прохождения поля. По итогам соревнований первое место заняли А. Н. Подгорный и Д. Н. Бардынин (Региональный школьный технопарк), второе место заслужил И. Г. Шагаутдинов (МБОУ «Бирюковская СОШ»), почетное третье место завоевали А. Н. Кузьмина и С. З. Субботина (МБОУ «Гимназия № 3), а четвертое место досталось команде из Центра детского научно-технического творчества.

Участники продемонстрировали все свои умения конструирования и программирования роботов Робот пускает волны цунами Робот везет машину скорой помощи в заданный сектор поля

В заключение встречи ведущий семинара Арслан Салаватович отметил высокий уровень подготовки астраханских специалистов в области роботехники, а Региональный школьный технопарк АИСИ методист назвал лучшим учреждением из всех, в которых он проводил обучение. Семинар получился очень насыщенным, познавательным. Огромное спасибо всем участникам и Арслану Салаватовичу! Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Школьный технопарк

Постигаем азы робототехники

Пока педагоги астраханских образовательных учреждений осваивают правила соревнований по робототехнике FLL, преподаватель лаборатории робототехники РШТ М. А. Агафонов в онлайн-режиме учит ребят проектировать робота, осуществляющего движение по линии. Закрепив со школьниками знания о пропорциональном регуляторе, полученные на прошлом занятии, Михаил Андреевич научил ребят проверять показания датчика, рассчитывать пороговые значения, необходимые для определения точности прохождения препятствий роботом, задавать скорость мотора. Преподаватель рассказал о дополнительных возможностях регулятора: оказывается, с его помощью можно вычислить такую дифференциальную составляющую, как элемент прогноза, а также увеличивать значения отклонений вручную (математический блок). После всех операций робот был готов к выполнению задачи и совершал движение по линии, что и продемонстрировал модератор вебинара.

Но Михаил Андреевич не остановился на достигнутом. Он сразу же дал ученикам новое задание: запрограммировать робота таким образом, чтобы, находясь внутри черного поля (круг), он сбивал другие объекты за его границы. Для этого в первую очередь необходимо было удалить все настройки предыдущей программы. Преподаватель порекомендовал ребятам при решении такой сложной задачи разбить ее на несколько простых и проделал вместе с ними каждый этап проектирования. После загрузки программы устройства Михаил Андреевич показал ее в действии: робот вращался, обнаруживал объект, останавливался и осуществлял движение к нему. Также в ходе вебинара школьник научились создавать модель робота-сумоиста и другие интересные проекты.

Спасибо, Михаил Андреевич! Теперь можно смело участвовать в соревнованиях по робототехнике!

Кибертесса (Школьный технопарк)

От воров защитим и от пожара спасем!

Все ребята выступали сплоченно, роли между участниками команд четко распределялись7 декабря 2013 г. в Региональном школьном технопарке АИСИ состоялась очередная защита проектов. На этот раз свои работы представляли учащиеся лаборатории микроэлектроники (преподаватель Д. Н. Хирный) и цифрового производства (преподаватель С. А. Алиев). Надо сказать, что мероприятие проходило в весьма необычных условиях. В районе было временно прекращено электроснабжение, но, несмотря на отсутствие электричества, зал был полон гостей. Выступление без опоры на презентацию и использования других компьютерных средств стало своеобразным испытанием для школьников. Но ребята справились с задачей достойно. Проектанты импровизировали, уверенно демонстрировали свои разработки. В аудитории царила радостная атмосфера, гости улыбались, звучало много шуток.

Шестиклассники Никита Баскаков, Георгий Шкодин (гимназия № 4) и четвероклассник Алексей Милешин (МБОУ СОШ № 12) разработали сигнализационное устройство на дверь. Устройство было запрограммировано с помощью микроконтроллера Arduino, снабжено датчиками и собрано по схеме. По задумке ребят, сигнализация должна устанавливаться на дверной проем. Весь секрет устройства в магните: когда дверь закрыта, датчик не срабатывает, когда дверь открывается на расстояние хотя бы 5 мм, устройство дает сигнал. Естественно, для написания такой программы школьники должны были предусмотреть в алгоритме ряд условий. В ответ на опасения собравшихся, что «грабители могут взломать устройство», проектанты ответили, что «у взломщиков нет шансов».

Алексей Комаров, Илья Камышан, Алексей Коряжкин и Леонид Картушин представили робота, объезжающего препятствия

Еще одну сигнализацию, на этот раз с инфракрасным датчиком и светодиодной индикацией, представили Данил Авдеев, Евгений Бондаренко, Михаил Смолин и Алексей Поташев. В заданной ими программе датчик реагирует на объект, находящийся в пределах 20 см от двери. Устройство также было спроектировано с помощью среды программирования Arduino IDE. Проектанты выразили желание усовершенствовать сигнализацию, подключив к ней камеру и добавив новые возможности.

Кирилл Маяков, Артем Стоян, Михаил Гладышев и Иван Трушников познакомили присутствующих с роботом-пожарным. Робот вращается, обнаруживает огонь и подъезжает к нему на расстояние 20 см. Устройство реагирует на любой источник тепла (солнце, подогретый чайник), когда источников несколько, робот выбирает объект с самой высокой температурой. В дальнейшем ребята планируют развивать свой проект, расширить возможности модели (робот будет не просто обнаруживать источник возгорания, но и оповещать окружающих или тушить огонь). Тогда робота можно будет использовать в аварийно-спасательных работах. Стоит ли говорить, что «пожарник» вызвал любопытство не только у детей, но и у взрослых? Проектантам задали множество вопросов.


Дмитрий Николаевич пожелал ребятам, проходящим обучение в технопарке, защищать свои проекты на конференциях и выставкахМихаил Потапов, Никита Блажков, Максим Радо и Андрей Яснов рассказали о своем проекте «Змейка». Устройство предполагает вывод буквенно-цифровой информации на жидкокристаллический экран. Ребята управляют устройством, а «змейка» на экране выполняет заданные операции. Чтобы получить данный продукт, ребята приложили немало усилий и написали программу, включающую около 60−80 команд. Гости предположили, что аналогом устройства является известная когда-то телефонная игра «Змейка». Ребята признались, что планируют совершенствовать проект, например, такими операциями, как выход «змейки» за границы поля, влекущий за собой выход из игры.

Никита Баскаков, Георгий Шкодин и Алексей Милешин разработали сигнализационное устройствоАлексей Комаров, Илья Камышан, Алексей Коряжкин и Леонид Картушин представили робота, объезжающего препятствия. Проектанты собрали установку, написали программу, поставили платформу и отладили работу робота. В алгоритме программы ребята задали несколько условий. Проект был задуман таким образом, чтобы робот, столкнувшись с препятствием, наезжал на него, а затем объезжал объект. Гости предложили доработать устройство, чтобы модель сразу видела препятствия и огибала их. Также проектантам предложили разработать проект, чтобы робот ехал по заданному маршруту или карте.


Карен Давтян
показал, как можно управлять роботом с помощью Bluetooth. Вместе с командой (Марк Арутюнов, Дмитрий Черняев, Герман Добрынский, Сергей Аксенов) Карен настроил приложение для Bluetooth, осуществил сборку и программирование устройства. Робот выполняет четыре команды: движение направо, налево, вперед, назад. В перспективе планируется работа по управлению роботом с больших расстояний.

Девочки создали брелок с эмблемой «Apple»Все ребята выступали сплоченно, роли между участниками команд четко распределялись: кто-то занимался программированием, кто-то отвечал за сборку, кто-то был инженером. Дмитрий Николаевич поздравил школьников и пожелал ребятам, проходящим обучение в технопарке, защищать свои проекты на конференциях и выставках.


Лабораторию цифрового производства представляли восьмиклассницы Арина Антонова и Алина Лебединская. Девочки создали брелок с эмблемой «Apple» и надписью «АрАл» (соединение первых букв имен авторов). Объект состоит из PLA-пластика, биоразлагаемого материала из неорганических веществ. В ходе проектирования Арина и Алина научились работать в SolidWorks и Polygon. По признанию школьниц, для создания такой модели необходимы знания по математике и геометрии. И 3D-принтер за 15 минут распечатает эксклюзивное изделие!

По результатам конференции учащимся были вручены сертификаты.

Поздравляем! С нетерпением ждем следующих защит!

Школьный технопарк

 


FLL: готовимся к международным соревнованиям по робототехнике

 

Мероприятие было ориентировано на тех, кому интересна образовательная робототехникаНе секрет, что в наши дни робототехника и внедрение ее в образовательные программы – мировая тенденция. Челябинск, в котором робототехнику развивают с 2006 г., уже заслужил звание российского центра образовательной робототехники. Сегодня в Региональный школьный технопарк АИСИ приехал приглашенный специалист из Челябинска А. С. Кулчуков с обучающим семинаром, посвященным методике подготовки и проведения международных соревнований по робототехнике в категории FLL (FIRST LEGO League). Семинар был ориентирован на тех, кому интересна образовательная робототехника: в конференц-зале технопарка собрались преподаватели городских и областных школ, представители астраханских образовательных центров.

Арслан Салаватович отметил, что престижные международные соревнования FLL проводятся в России с прошлого года и пока что только набирают популярность в отличие от известных соревнований WRO (World Robot Olympiad). Важнейшим
Участники должны сконструировать свои модели роботов и запрограммировать их на прохождение игрового поляэтапом FLL-состязаний является презентация собственного технического проекта-решения на тему. Ведущий семинара описал особенности проектной деятельности детей в этих состязаниях. Участвовать могут дети от 7 до 14 лет, в защиту проектов можно включать презентации, буклеты, видеоролики, выступление не должно длиться дольше 5 минут. Кроме того, действует ограничение по размерам робота, в создании модели можно использовать только один системный блок (однако количество деталей неограниченно), в программе робота функционирует не более четырех моторов, датчики применяются любые (но обязательно марки Lego). Одно из обязательных правил FLL: робот должен быть автономным, то есть у участников не должно быть возможности управлять им, например, через блютус. Участие в соревнованиях бесплатное. Условия состязаний каждый год меняются, положения о соревнованиях остаются неизменными. Всю необходимую информацию о регламенте конкурса можно получить на сайте: http://www.russianrobotics.ru. Победители награждаются дипломом, кубком и призами (конструктор Lego).

Территория разделена на секторы, в которых находятся фигурки и объекты, изготовленные из конструктора Lego, имитирующие жертв стихии и ее последствияВ этом году темой соревнований стали стихийные бедствия. Задача участников − создать робота, который устранит последствия катастрофы: разберет завалы, организует штаб для спасателей, вывезет домашних животных и пострадавших на безопасное расстояние, снабдит их необходимым продовольствием и предметами (вода, хлеб, лекарства, рация, генератор). Игровое поле разделено на секторы, в которых находятся фигурки и объекты, изготовленные из конструктора Lego, имитирующие жертв стихии и ее последствия (разрушенные дома, упавшие деревья и др.). Робот должен пройти все поле и осуществить множество действий. За нарушения и неточные выполнения операций очки снимаются. Каждое задание совершается только один раз.

Семинар продлится три дня. За это время участники должны сконструировать свои модели роботов, запрограммировать их на прохождение игрового поля и провести настоящие состязания. Итоги станут известны уже скоро. А пока пожелаем им удачи!

Школьный технопарк

 
 
 
 

Ростислав Рогачевский: «Здесь я могу смело воплощать свои идеи»

Ростислав любезно согласился поделиться опытом обучения в проектном центреВ четверг у меня состоялось очень интересное интервью с необычным гостем – девятиклассником Ростиславом Рогачевским, который проходил обучение в РШТ и стал автором нескольких выдающихся проектов. Ростислав любезно согласился поделиться опытом обучения в проектном центре и ответить на все мои вопросы.

Привет, Ростислав! Я очень много слышала про тебя, давно хотела познакомиться с тобой. Расскажи про свои увлечения. Что ты любишь делать больше всего?

Первое, что я люблю делать, – это что-то мастерить. Мои основные увлечения делятся на два типа: гуманитарные и естественные науки. К естественным дисциплинам относятся робототехника, микроэлектроника, из гуманитарных увлекаюсь психологией и немного литературой.

Ты очень разносторонний человек, как вижу, интересуешься как литературой, так и техническими дисциплинами, а из всего перечисленного что больше всего тебе по душе?

Робототехника.

На кого бы ты хотел быть похожим? Есть ли такая личность или герой, кому ты подражаешь?

Конечно, Стивен Фрай! Великий, гениальный английский актер. Он является воплощением образа английского человека, его стиль собрал в себе весь спектр черт, отличающих настоящего англичанина. Еще мне нравится Хью Лори. Тоже актер, тоже английский, известен ролью в сериале «Доктор Хаус» и еще несколькими работами. Герой Хью Лори в напряженной ситуации может пошутить, но при этом не уменьшать эмоционального накала ситуации. Есть отличный старый сериал «Дживс и Вустер», где играют оба актера.

Ты проявляешь такое неравнодушие к англичанам, к Англии... Тебе нравится эта страна, ты хотел бы там побывать?

Модель разработана Ростиславом Рогачевским, Андреем Курсковым, Антоном Трифоновым и Александром АракчеевымБезусловно! Еще  я хотел бы посетить Париж, увидеть Эйфелеву башню...

Есть что-то, что ты хотел бы изменить в своей жизни? И если есть,то что?

Есть. Оценки в школе (улыбается).

Я искренне удивлена! Ты достигаешь больших успехов в своей проектной деятельности, в школе, думаю, твои оценки тоже должны быть высокими.

Дело в том, что я не могу посвятить себя целиком сразу нескольким видам деятельности. Здесь я выкладываюсь по полной программе, а школе уделяю меньше внимания.

Что такое дружба, по твоему мнению, и за что ты ценишь своих друзей?

Интересный вопрос. Дружба – это взаимопомощь, выручка. С другом также можно и весело провести время. Друг принимает тебя таким, какой ты есть

Расскажи о своем первом впечатлении о технопарке, и изменилось ли оно со временем.

Когда я попал сюда, у меня был настоящий шок. Я сразу понял, что нашел рай на Земле. Во-первых, здесь великолепная материально-техническая база, во-вторых − замечательная команда, здесь я могу смело воплощать свои идеи, и это приветствуется, я работаю в отличном коллективе (в лаборатории микроэлектроники). Хочу поблагодарить В. В. Войкова, так как именно он познакомил меня с этим местом. Вообще мое знакомство с технопарком началось с микроэлектроники, сначала я посещал эту лабораторию, а потом стал заниматься и робототехникой.

Расскажи о своих достижениях здесь.

Одно из достижений было отмечено в лаборатории робототехники, это моя так называемая «рука», но она еще не закончена. Главным достижением я считаю создание великолепного, неподражаемого робота-манипулятора на гусеничной базе. Это шедевр.

Чему основному, по твоему мнению, тебя здесь научили?

Ростислав: «Есть отличный старый сериал "Дживс и Вустер", где играют оба актера»


Технопарк дал мне замечательную материально-техническую базу, которой мне так не хватало! Также я научился работать в среде программирования NXT.

Есть ли у тебя любимый преподаватель, и если есть, то кто?

Все преподаватели мною любимы в равной степени (улыбается).

Есть ли что-то, что ты порекомендовал бы изменить в технопарке?

Хотелось бы, чтобы в технопарке было побольше зеркал и буфет или автомат с едой. Желательно, чтобы там было много шоколада, от него лучше работает мозг.

Ростислав, я очень рада нашему знакомству. Большое спасибо за такое интересное интервью! Желаю тебе новых идей! Успехов в научном творчестве!


Интервью для рубрики «Наши Эйнштейны»:

Кибертесса (Школьный технопарк)



г.Астрахань, ул. Анри Барбюса 7
тел.: +7-905-060-05-66
тел.: 622-711, 526-892
e-mail: rstp30@gmail.com
www.schooltech.ru школьныйтехнопарк.рф