Физика

Предметная направленность: физика.


1. «В мире солнечного света»

Мир солнечного света, воспринимаемый нашим органом зрения, огромен, разнообразен, неисчерпаем. Все удивительное богатство форм предметов, их цветовых тонов, уровней яркости, которое мы встречаем в окружающей нас природе на Земле, – все породило Солнце и глаз человека!

Какой ребенок не задавался вопросами: почему небо голубое, почему появляется радуга? Эти вопросы возникали перед человеком с глубокой древности. Однако чтобы получить правильное объяснение этих явлений, потребовались усилия выдающихся ученых средних веков и более позднего времени, вплоть до конца XIX в.

Вы сможете самостоятельно ответить на эти вопросы, выполнив проект «В мире солнечного света», узнаете, почему мы видим различные цвета, и многое другое о световых явлениях.

Возраст учащихся: 5–8 классы.

 

2. Фруктовые и овощные батарейки

В окружающем нас мире очень важную роль играют химические источники тока. Они используются в мобильных телефонах и космических кораблях, в крылатых ракетах и ноутбуках, в автомобилях, фонариках и обыкновенных игрушках. Мы каждый день сталкиваемся с батарейками, аккумуляторами, топливными элементами.

Сегодня возникла острая проблема нахождения природного источника электрической энергии, без которой мы не можем представить нашу жизнь. С каждым днем цены на гальванические элементы становятся дороже. Можно ли заменить батарейки, к которым мы все так привыкли, на фруктовые и овощные? Приходите к нам и Вы получите ответ на данный вопрос!

Возраст учащихся: 5–8 классы.

 

3. Экспериментальное определение плотности тел

В лаборатории физики РШТ даже пятиклассники имеют возможность самостоятельно пройти путь великих первооткрывателей тайн природы. Объяснить тайну строения вещества – это ли не достойная задача? Мы предлагаем Вам проект, дающий знания, за которые древнеегипетские жрецы готовы бы были отдать многое... Какую тайну хранят предметы, почему эта тайна называется «плотность», кто и как догадался ее рассчитать и измерить в хитроумных опытах?

В ходе этого проекта Вы самостоятельно «изобретете» и изучите в опытах физическую величину «плотность тела». В лаборатории физики Вы станете участником целой коллекции экспериментов для определения плотности тел сложной формы – от самых простых до требующих смекалки и знания элементов кинематики, динамики, теории колебаний, гидростатики. Не нужно бояться: проект предлагает всем новичкам пройти увлекательный путь от школьного знакомства с плотностью до экспертного знания всех нюансов ее измерения. Это отличный способ познакомится с работой физика-экспериментатора!

Возраст учащихся: 5–7 классы.

 

4. Изучение магнитных явлений

Вы задавали себе вопрос: почему магниты притягивают к себе не все металлические тела? Если хотите узнать, почему это происходит, то приходите к нам в лабораторию. В рамках выполнения проекта Вы изучите магнитные явления в серии опытов. Вы узнаете, что представляют собой постоянные магниты, как они взаимодействуют между собой. Вы выясните, почему постоянные магниты притягивают к себе не все металлические тела, научитесь различать диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики, приобретете теоретические и практические знания о природе сил притяжения между постоянными магнитами.

В программу входит:

  • ознакомительная информация о наличии в природе постоянных магнитов и магнитных явлениях;
  • изучение взаимодействия между постоянными магнитами, формы и направления их магнитных полей;
  • изучение теории разделов динамики и электромагнетизма;
  • экспериментальное подтверждение теории силы взаимодействия между постоянными магнитами.

Возраст учащихся: 8–11 классы.


5. Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения жидкости от плотности и температуры

Работу над проектом ребята начинают с повторения и изучения законов Ньютона, закона Гука, агрегатных состояний вещества и поверхностных явлений жидкости с использованием демонстрационных опытов и экспериментов. На следующем этапе ребята изучают метод отрыва кольца и капиллярный метод, служащие для определения коэффициента поверхностного натяжения жидкости. Выбрав наиболее точный и приемлемый метод из двух, ребята начинают исследования. Получив результаты измерений, ребята строят графики и делают выводы об изменениях, происходящих в жидкости при различной плотности и температуре.

В программу входит:

  • ознакомительная информация о строении твердых и газообразных тел;
  • ознакомительная информация о строении и о свойствах жидкостей;
  • изучение явлений, происходящих на границе между жидкостью и твердым телом;
  • изучение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения.
  • изучение закона Ньютона и закона Гука;
  • экспериментальное подтверждение существования силы поверхностного натяжения жидкостей двумя способами;
  • получение формул для определения силы поверхностного натяжения жидкостей и вычисление коэффициентов поверхностного натяжения исследуемых жидкостей на основе анализа экспериментальных результатов.

Возраст учащихся: 8–10 классы.


6. Создание физико-математической модели шагающего робота

Каких мальчишек и девчонок в современном мире не интересуют роботы? Как подойти к созданию робота, способного переступать обрывы и подниматься на возвышенность? В этом случае необходимы специальные знания, которые можно получить в экспериментальной лаборатории физики РШТ. Лабораторное оборудование немецкой фирмы PHYWE поможет Вам узнать много нового и интересного, необходимого для создания физико-математической модели шагающего робота. Участие в этом проекте – это работа, аналогичная работе инженерно-конструкторского бюро завода, где рождаются идеи и физико-математические расчеты, воплощенные в чертежах. Не пропустите свою удачу, такой опыт будет Вам очень полезен.

В программу входит:

  • изучение теории разделов физики из направления динамики (три закона Ньютона);
  • изучение теории разделов физики из направления статики (теория рычагов, условие равновесия тел);
  • создание физико-математической модели шагающего робота, основанной на принципах работы рычажных механизмов.

Возраст учащихся: 8–11 классы.


7. «Как измерить магнитное поле Земли»

Много тайн у природы, а еще больше вопросов. Попробуйте ответить на один из них. Можно ли измерить то, что нельзя увидеть, нельзя пощупать? Оказывается, можно. В нашем проекте мы предлагаем Вам измерить магнитное поле Земли. Не спешите говорить, что эта задача Вам не под силу. Если Вы вооружитесь физическими знаниями и специальным хитроумным устройством, то Вам удастся раскусить этот твердый, на первый взгляд, орех.

В рамках выполнения проекта будут рассмотрены магнитные явления с использованием опытов. Вы узнаете, что представляет собой магнитное поле и изучите взаимодействия магнитных полей. Вы узнаете, почему не все металлы взаимодействуют с магнитным полем, изучите магнитные свойства металлов и научитесь различать диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Вы познакомитесь с природой магнитных явлений, познакомитесь с электрическим током, научитесь собирать простейшие электрические цепи. Вам предстоит повторить опыт гениального датского ученого Х. Эрстеда, и Вы выясните, как можно самостоятельно создать магнитное поле. Во всем этом Вам поможет специалист экспериментальной лаборатории физики РШТ. Не упустите возможность приобщиться к работе физика-экспериментатора!

В программу входит:

  • ознакомительная информация о наличии в природе магнитного поля постоянных магнитов, о форме и взаимодействии магнитных полей;
  • изучение вводных понятий, связанных с электрическим током;
  • изучение вольт-амперной характеристики электрической цепи при постоянном токе;
  • постановка опытов, подтверждающих наличие магнитного поля у проводника с током;
  • изучение природы магнитных полей;
  • постановка опыта с целью измерения магнитного поля Земли.

Возраст учащихся: 6–8 классы.


8. Изучение трансформатора

Знаете ли Вы, что позволяет переносить электрическую энергию по проводам на большие расстояния практически без потерь? Конечно же, эту работу выполняет трансформатор. А кто из Вас знает, как устроен трансформатор и какие физические законы работают при его использовании? Перед Вами поставлены сложные вопросы, и чтобы ответить на них, нужны специальные знания.

Наш специалист поможет Вам приобрести необходимые навыки, и Вы получите ответы на поставленные вопросы. В рамках выполнения проекта с помощью экспериментов будут рассмотрены магнитные, электрические, электромагнитные явления. Вы экспериментально изучите явления электромагнитной индукции, самоиндукции и взаимной индукции, а также рассмотрите понятие индуктивности. Для успешного выполнения проекта Вы получите знание о переменном токе, на практике научитесь делать расчет электрических цепей и впоследствии сами будете составлять электрические цепи. После этого на основе экспериментальных исследований лабораторного трансформатора Вы изучите его электрические свойства. В заключение Вы сами рассчитаете электрическую цепь с нужной нагрузкой на выходе трансформатора и зажжете электрическую лампочку. В этом проекте Вам предоставляется возможность получить практические навыки исследования и использования лабораторного трансформатора.

В программу входит:

  • изучение магнитных и электрических явлений;
  • изучение понятий «электрический ток», «сила электрического тока»;
  • вывод формулы закона Ома, расчет электрических цепей;
  • изучение электромагнитных явлений, электромагнитной индукции, самоиндукции, взаимной индукции и рассмотрение понятия индуктивности;
  • знакомство с переменным электрическим током, расчет электрических цепей с катушкой индуктивности и резисторами;
  • изучение конструкции трансформатора и его электрических свойств;
  • исследование и расчет электрической цепи нагруженного трансформатора.

Возраст учащихся: 8–11 классы.


9. Экспериментальное определение коэффициента трения скольжения

Проект начинается с изучения динамики. Школьники выбирают три разных по содержанию эксперимента и аналитически выводят для каждого эксперимента выражение для коэффициента трения скольжения (КТС), с использованием второго закона Ньютона. Затем они ставят соответствующие эксперименты. Используя полученные формулы, проектанты вычисляют соответствующие КТС. Поскольку результаты получаются разными, то возникает сомнение о точности и равнозначности экспериментов. Чтобы рассеять сомнение, ученики вычисляют абсолютные косвенные погрешности для каждого эксперимента. Если погрешности имеют общую область пересечения, а средние значения КТС принадлежат этой области, то эта область является результатом КТС между деревом и стальной скамьей. Сравнение с табличным результатом указывает на правильность экспериментального результата.

Возраст учащихся: 9–10 классы.




г.Астрахань, ул. Анри Барбюса 7
тел.: +7-905-060-05-66
e-mail: technopark@aucu.ru
www.schooltech.ru www.aucu.ru